Здравствуйте, дорогие читатели, уважаемые родители и гости блога!
Часто ли вы заглядываете в рот своему
ребенку?
Сегодня я приглашаю Вас посмотреть в рот вашего ребенка.
Но сначала, протестируйте себя,
ответив на ряд вопросов.
* Возникали ли у ребенка
проблемы с сосанием груди?
* Может ли ваш малыш
лизать мороженое широким языком?
* Может ли ваш ребенок
щелкать или цокать языком как лошадка?
* Может ли он показать
вам широкий язык при открытом рте?
* Попросите вашего ребенка
почистить зубки языком. Сначала необходимо
широко открыть рот, а затем поставить
язык за верхние зубы. Делаем движения
кончиком языка вправо-влево – «чистим
зубки», имитируя движения щеткой, и
производим чистящие движения или
«щекочем зубки».
Если ребенок не в
состоянии дотянуться до верхних зубов,
а тем более к альвеолам (месту крепления
зубов к тканям челюсти) – это сигнал
для родителей!
Подъязычная связка не
позволяющая достаточно поднять язык к
верхним зубам, частая причина неправильного
произношения согласных звуков русского языка, [Ш], [Ж] и [ Р],
[Л] их мягких пар.
фото1 (достаточный)
Уздечка
языка (подъязычная связка) – это
анатомический элемент слизистой оболочки
рта. Она соединяет нижнюю часть языка
с дном ротовой полости. Именно благодаря
этому анатомическому элементу человек
в состоянии двигать языком, а, следовательно,
жевать и разговаривать.
фото2 (недостаточный)
На фотографии №2 видно,
что связка прирощена до самого кончика
языка и ограничивает его движения.
Теперь поговорим о прикусе.
Прикус– это взаимоотношение
зубных рядов при максимальном контакте
и полном смыкании зубов верхней и нижней
челюстей. Правильный прикус характеризуется
тем, что нижние зубы приблизительно на
одну треть закрываются верхним рядом.
Одноименные зубы верхних и нижних рядов
контактируют и между зубами одного
ряда промежутки отсутствуют. Средняя
линия лица находится между центральными
резцами нижнего и верхнего рядов. Такой
прикус называют еще нормальным или
физиологическим.
Виды прикусов (схема):
а — основные виды прикуса: 1 —
ортогнатический (норма); 2 — прямой; 3 —
бипрогнатический (норма); б — основные
виды патологического прикуса: 1 —
глубокий; 2 — открытый; 3 — прогения.
При неправильном прикусе
артикулируемые фонемы могут звучать
искаженно. Такие виды дефектов зубного
ряда, как открытый боковой или передний
прикус, прогнатия или прогения, глубокий,
прямой или перекрестный прикус, чаще
всего приводят к различным дефектам
речи.
Открытый передний
прикус — при смыкании коренных зубов
между верхними и нижними резцами остаётся
щель большей или меньшей величины. При
артикулировании ряда звуков в эту щель
как бы невольно просовывается кончик
языка. Свистящим и шипящим звукам это
придаёт неприятный оттенок «шепелявости».
Аналогичная картина бывает и при полном
отсутствии передних зубов, в частности
во время их возрастной смены у детей.
Открытый боковой прикус—
при смыкании резцов между коренными
зубами с одной или с обеих сторон остаётся
щель, через которую происходит утечка
воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще
всего свистящим и шипящим) неприятный
для слуха боковой или «хлюпающий»
оттенок. Этот оттенок приобретают иногда
и другие звуки (Р, К, Г, X).
Аденоиды
Аденоиды — избыточное
разрастание носоглоточных миндалин,
которое ведет к затрудненному носовому
дыханию или к полной невозможности
дышать носом.
Часто повторяющиеся
болезни носоглотки могут привести к
стойкому снижению биологического слуха
у ребенка.
Меняется ритм дыхания.
Частые короткие вдохи ребенка, имеющего
аденоиды, ведут к тому, что мозг ребенка
постоянно находится в состоянии
кислородной недостаточности, что
приводит к повышенной утомляемости,
снижению работоспособности, внимания,
памяти; при этом изменяются все психические
процессы.
Эти особенности развития
неизбежно ведут за собой речевые
нарушения у детей.
Во-первых, происходит
изменение речевого дыхания. Из-за
короткого речевого выдоха, фраза
неожиданно прерывается, для того чтобы
сделать дополнительный вдох. Нарушается
темпо-ритмическая сторона речи. В
дальнейшем это приводит на письме к
трудностям определения границ предложения,
слова, слога.
Во-вторых, у ребенка
изменяется голос, приобретая носовой
оттенок. Меняется тембр голоса: он
становится глухим, невыразительным.
Это приводит:
- к нечеткому произнесению
гласных звуков под ударением (дама-дыма)
и, следовательно, к трудностям выделения
гласных на фоне слова, то есть к нарушению
фонематического анализа, что влечет за
собой трудности овладения письмом в
школьном возрасте;
- к трудностям различения
таких звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за
носового оттенка голоса (мама- баба,мебель-небель, день-нень);
- к трудностям различения
звонких и глухих согласных из-за глухости
голоса, что неизбежно отразится на
письме ребенка.
В-третьих, аденоиды у
детей являются причиной слабости
речевого аппарата, что проявляется:
- в повышенном
слюноотделении;
- в слабости мышц языка,
которое приводит к нарушению произношения
различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)
- приводит к патологическим
изменениям в строении речевого аппарата.
Мы рассмотрели наиболее
частые и не глубокие патологии в органах,
образующих звуки (и влияющих на их
образование), на которые чаще всего не
обращают внимание взрослые. Более
грубые патологии (расщелина неба, губы
и др.) трудно не заметить, и о них сегодня
мы не говорим. Но перечисленные выше
дефекты не менее серьезны.
Не забывайте, уважаемые
родители, что от вас, в первую очередь,
зависит физиологическое и психологическое
состояние ваших детей. Дефекты
физиологические не только оказывают
влияние на нормальное функционирование
организма. Их внешние проявления способны
сильно повлиять на сохранность
психического здоровья и ощущение
полноценности в целом.
Что делать?
Обратитесь к специалистам:
стоматолог, ортодонт, логопед, отоларинголог
и др. Лучше обратиться к нескольким
специалистам – так вы услышите разное
мнение по поводу вашей проблемы («Одна
голова хорошо, а две лучше» – народная
мудрость).
В детском возрасте все
исправляется легче и быстрее. Чем меньше
ребенок, тем пластичнее его организм и
больше возможностей для коррекции.
Не откладывайте проблему
на потом. Помните, что счастье ваших
детей в ваших руках!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите "Продолжить"
- Нажмите "Публикация".