Здравствуйте,
дорогие читатели блога!
Сегодня мне хотелось бы поговорить об играх с мячом.
У вас есть мяч, небольшая площадка и тогда вы сможете развлечь ваших детей различными играми с мячом. Даже самым маленьким будет весело и интересно!
Игра является основным
видом деятельности детей, поэтому может
быть использована при усвоении любого
программного материала. Игра делает сам процесс
обучения эмоциональным, интересным,
познавательным и развивающим. Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми.
У детей с общим
недоразвитием речи наблюдается нарушение
процессов формирования произносительной
системы родного языка, несформированность
фонематических представлений, а также
отставание в лексико-грамматическом
развитии. Тот, кто работает с детьми,
знает, как нелегко приходится педагогу
в первые дни их обучения. Ребята очень
подвижны, внимание неустойчиво, у них
повышенная утомляемость. Какие выбрать
методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка
и сделать обучение увлекательным? Как
разнообразить задания и заинтересовать
детей игрой? Игры с мячом
помогают заинтересовать детей, отвлечь
от однообразной деятельности, давать
новые знания, развивают внимание,
воображение, умение быстро находить
правильный ответ, развивают общую и
мелкую моторику, ориентировку в
пространстве.
В логопедической работе
игры с мячом можно разделить на четыре
раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
• «Мяч кидай, звук
называй» - определить и назвать первый
(последний) звук в слове.
• «Мяч друг
другу мы кидаем, громко слово называем»
- назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат
ушки – мяч взлетает над макушкой» - если
услышишь гласный звук, подбрось мяч
вверх.
• «Мяч лови – слово
собери» - составление слова из названных
звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или
слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» - если
услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может
два, по частям скажи слова » - разделить
слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мячик ловко бросай,
мягкий звук называй» - назвать мягкий
согласный звук.
• «Мы играем – раз,
два, три, мяч бросаем, посмотри» -
подбросить мяч столько раз, сколько
звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи
по порядку собери» - составить звуковую
схему слова.
Игры с мячом для
закрепления правильного произношения
и дифференциации звуков
• «С мячиком иду играть,
звуки, слоги повторять» - автоматизация
звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово
со звуком [ш] называй» - повторение слов
с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови,
чистоговорку повтори» - проговаривание
чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово
новое узнай» - заменить один звук на
другой и узнать новое слово (лак – рак,
усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги
повтори» - повторить цепочку слогов
(слов).
• «Мяч поймай – слово
добавляй» - договорить слово в
стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее
слово назови» - определить лишнее слово,
в котором нет заданного звука (санки,
сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития
словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий
овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких
животных называю».
• «Мяч передаю,
деревья назову».
• «Чья у зверя голова?
Подскажи скорей слова» - образование
притяжательных прилагательных
(у волка - волчья, у
лисы – лисья).
• «Мы волшебники
немного: был один, а станет много» -
назвать существительное во множественном
числе.
• «Вот предмет, а из
чего люди сделали его?» - образование
относительных прилагательных (стул из
дерева – деревянный, ножницы из железа
– железные).
• «Я кидаю, ты лови,
слово ласково скажи» - образование
существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
• «Мой, моя или мои,
ну-ка правильно скажи» - согласование
существительных с местоимениями.
•
«Никогда мы не забудем, что умеют делать
люди» - назвать глагол, обозначающий,
что умеет делать человек названной
профессии.
• «Умеют многое зверюшки:
собаки, лошади и хрюшки» - обогащение
глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот
сказать, надо мячик мой поймать» - назвать
слова-антонимы.
• «Что бывает, а что
нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление
активного словаря и развитие логического
мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай
– одним словом называй» - назвать
обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития
мелкой моторики
Для этих игр нам понадобятся маленькие теннисные или массажные мячики.
• «Шарик пальчиком
кати и фигуру обведи» - катать массажный
шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу,
каждый пальчик научу» - прокатывать
мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч
кладу и по кругу проведу» - прокатывать
мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает,
меж ладошками летает» - перекидывание
массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком
играю, его по пальчикам катаю» - катать
массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю
и ладошку поменяю» - с силой сжимать
мячик каждой рукой.
Предложенные игры
с мячом позволяют расширить знания детей, помогают
совершенствовать речь, тренируют
внимание, память, мышление.
Играйте с детьми, придумывайте свои игры и тогда мы не увидим таких фотографий.
Желаю вам успехов!
Здравствуйте, Анна! Хорошая подборка, очень понравилось стихотворная форма. спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга! Очень бы хотелось, чтоб наши дети играли с мячом, мне кажется, что эти игры не заслуженно забыты.
Удалить