Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Сегодня хотела бы поговорить о звуках русского языка.
Достаточно
часто при обучении дошкольников грамоте
приходится сталкиваться с ситуацией,
когда дети знают больше, чем родители.
Особенно это касается различения звуков
русского языка. Конечно, наши школьные
года остались далеко позади, и некоторые
знания приходится актуализировать
заново. Поэтому, что бы быть ребенку
помощником в учении, вспомним некоторые
особенности звуков русского языка,
которые так необходимы при выполнении
звукового анализа слогов и слов.
В русском
языке 33 буквы и 42
звука речи, которые делятся на гласные
и согласные.
При
произнесении гласных звуков
голосовые складки вибрируют и воздух
свободно проходит через ротовую полость.
Поэтому, изучая гласные звуки с детьми,
мы обращаем их внимание на то, что
произносить эти звуки нам ничего не
мешает. Это главное отличие гласных
звуков от согласных.
При
произнесении согласных
звуков
в ротовой полости возникают преграды
на пути выходящего воздуха в виде тех
или иных речевых органов, таких как
губы, зубы и язык. Некоторые согласные
произносятся с участием голоса и их
называют - звонкими,
другие произносятся без голоса и их
называют - глухими.
Отдельного внимания заслуживают, так
называемые, парные согласные, когда у
звонкого согласного есть пара в виде
глухого согласного. Их произношение
отличается наличием или отсутствием
голоса. В представленной таблице наглядно
видно, какие бывают парные звуки по
звонкости — глухости.
Последнее
различие согласных в их твердости
и мягкости.
Большинство согласных парные по
твердости-мягкости, например, звуки П
и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ; однако, есть всегда твердые
согласные и всегда мягкие.
Составляя
звуко-слоговые схемы слов, мы обозначаем
звуки определенным цветом.
Гласные
звуки — КРАСНЫМ
Твердые
согласные — СИНИМ
Мягкие
согласные — ЗЕЛЕНЫМ
И ещё одна
весьма распространённая родительская
ошибка, когда считается, что звук
и буква
это одно и тоже. На
самом деле между ними огромная разница.
Так, например, звуки мы
слышим и произносим, а
буквы пишем и читаем.
Замечено, что дети эту разницу усваивают
достаточно чётко и, как правило, не
путают данные понятия.
Желаю успехов!
Как хорошо, что напомнили такие важные правила, спасибо, Анна Иосифовна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Анна Иосифовна! Мы с первоклашками уже познакомились с буквами английского алфавита и теперь учимся читать. Говорим о том, что пишем буквы, а произносим звуки, привыкаем писать транскрипцию слова. Ребята переносят свойство русских согласных оглушаться в конце слова. Этого категорически нельзя делать в английском языке- может поменяться смысл слова. Трудно, но работаем над правильностью произношения.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Иосифовна!!! Отличная консультация и для родителей, и для коллег!!! Спасибо, пригодится!!!
ОтветитьУдалить