Здравствуйте, уважаемые
родители и гости блога!
Сегодня мы поговорим
о речевом дыхании. Хорошо поставленное
речевое дыхание обеспечивает ясную
дикцию и четкое произношение звуков.
Желательно перед каждым комплексом
артикуляционной гимнастики выполнять
1-2 упражнения. Упражнения для развития
речевого дыхания помогут достичь
плавного выдоха и быстрее освоить
труднопроизносимые звуки.
Источником образования
звуков речи является воздушная струя.
Правильное речевое дыхание обеспечивает
нормальное звукообразование, создает
условия для поддержания нормальной
громкости речи, чёткого соблюдения
пауз, сохранения плавности речи и
интонационной выразительности.
Нарушения речевого
дыхания могут быть следствием общей
ослабленности, аденоидных разращений,
различных сердечно-сосудистых заболеваний
и т.д. Такие несовершенства речевого
дыхания, как неумение рационально
использовать выдох, речь на вдохе,
неполное возобновление запаса воздуха
и др., отрицательно влияющие на развитие
речи детей, могут быть обусловлены
неправильным воспитанием, недостаточным
вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие
ослабленный вдох и выдох, как правило,
говорят тихо и затрудняются в произнесении
длинных фраз.
При нерациональном
расходовании воздуха нарушается
плавность речи, так как дети на середине
фразы вынуждены добирать воздух. Часто
такие дети недоговаривают слова и
нередко в конце фразы произносят их
шёпотом. Чтобы закончить фразу, они
вынуждены говорить на вдохе, отчего
речь становится нечёткой, судорожной,
с захлёбыванием. Ускоренный выдох
вынуждает говорить фразы в ускоренном
темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию
речевого дыхания, необходимо сформировать
сильный плавный ротовой выдох.
Основные задачи в
работе над развитием речевого дыхания:
1. Вырабатывать свободный
плавный удлиненный выдох.
2. Путём подражания речи
взрослого воспитывать умение произносить
небольшие фразы или смысловые отрезки
на одном выдохе.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
* Выдоху предшествует
сильный вдох через нос — набираем полную
грудь воздуха.
* Выдох происходит
плавно, а не толчками.
* Во время выдоха не
надувать щеки.
* Выдыхать надо, пока
не закончится воздух.
* Нельзя добирать воздух
при помощи частых коротких вдохов.
* Многократное выполнение
упражнений может вызвать головокружение.
Формирование сильного
плавного выдоха
Проявляя изобретательность,
выдумку, можно помочь своему ребенку
выработать правильное речевое дыхание.
Рекомендую начать с
непроизвольных и забавных для детей
игровых упражнений:
- Дутьё через соломинку
в стакан с водой.
- Надувание воздушных
шаров.
- Дутьё на разноцветные
вертушки.
- Игра на духовых
музыкальных инструментах.
- Пускание мыльных
пузырей.
- Дутьё на одуванчики
весной.
При всех этих забавах
ребенок учится делать вдох через нос и
выдох через рот. Необходимо соблюдать
последовательность (счет ведем про
себя):
вдох (носом) 1-3,
пауза -1,
выдох (ртом) — 1-6.
Плечи при вдохе не должны подниматься,
выдох должен быть целенаправленным
(щеки не надувать).
Во избежания
головокружения выполнять упражнения
3-4 раза.
Интересно сделать
своими руками игры для развития выдоха!
Осенью — листочки,
падающие с грибочка, зимой — снежинки,
прикрепленные к елочке или рукавичкам.
Хороши бумажные бабочки, стрекозы,
летающие птички. Для мальчиков —
вертолётики, самолётики. А для девочек
— улетающие от бумажных кукол шляпки.
Всё очень интересно! Такими игрушками
можно гордиться ведь сделаны они своими
руками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите "Продолжить"
- Нажмите "Публикация".