Речь
тесно связана со всем организмом и
непосредственно зависит от состояния
психики и органов, с помощью которых
она существует. Речь осуществляется
чрезвычайно сложным анатомо-физиологическим
аппаратом, состоящим из центрального
и периферических органов речи. Центральный
орган состоит
из головного мозга, преимущественно
коры его больших полушарий. К
периферическим относятся
органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции.
Неразрывно
связанные и взаимодействующие под
регулирующим воздействием центральной
нервной системы, все органы речи
представляют собой сложную функциональную
систему, в которой каждый из них играет
свою определенную роль. Нарушение одного
из них отражается на деятельности
остальных.
Разнообразные
недостатки речи у детей (косноязычение,
крикливый, тихий, грубый голос, слишком
быстрый или медленный темп, заикание и
пр.) с течением времени закрепляются, и
их бывает очень трудно искоренить.
Поэтому необходимо вовремя предупредить
возникновение всякого рода речевых
дефектов.
Очень
важно оберегать детей от ушибов головы,
от простуды уха, горла.
Вместе
с тем нельзя изнеживать их излишним
укутыванием, так как этим снижается
сопротивляемость организма неблагоприятным
условиям.
Дети
любят засовывать в уши, нос мелкие
камешки, горошинки и т.п. Надо следить
за детьми и не допускать подобных
«развлечений».
Важно
приучать детей с малых лет полоскать
рот после еды, чистить зубы, чтобы во
рту не размножались бактерии, которые
разрушают зубы и могут перейти по
имеющемуся проходу в ухо.
Надо
щадить слух ребёнка, оберегать его от
резких или слишком громких звуков, от
постоянного шума. Даже когда ребёнок
спит, шум и крики как физиологически
слишком сильные раздражители притупляют
его слух.
Если
воспитатели заметят, что ребенок часто
переспрашивает, иногда неправильно
понимает сказанное, поворачивается к
говорящему одним ухом, быстро утомляется
от слушания сказок, рассказов и к тому
же плохо говорит (особенно, если искажает
звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, смешивает звонкие
согласные с глухими, путает слова), то
обязательно надо обратить внимание
родителей к этим проявлениям и посоветовать
обратиться к врачу — своевременное
лечение почти всегда приносит исцеление.
В
случае искривления у ребенка челюстей
и неправильного расположения зубов
необходимо до 5 лет обратиться к
врачу-стоматологу. Необходимо путем
регуляции и других приемов исправить неправильный прикус. Большей частью
это не требует длительного времени и
происходит безболезненно.
Важно
своевременно лечить или удалять
разращение аденоидов, лечить болезни
затрудняющие дыхание: они не только
препятствуют развитию нормального
произношения , но нередко вызывают
ночные страхи, приводящие к заиканию.
Чтобы
предупредить расстройство голоса у
детей, воспитатели должны следить, чтобы
дети не перенапрягали голосовые связки
— не кричали, не пели слишком громко,
особенно на высоких тонах, не выходили
разгоряченными на мороз, не пели на
холоде. Надо также понимать что пыльный,
прокуренный воздух вызывает заболевание
голосовых связок. Пренебрежение к этим
требованиям приводит к тому, что из
мелодичного, звонкого голос ребёнка
становится сиплым, глуховатым,
маловыразительным.
Хрипота голоса обычно возникает
в результате простуды. Если домашними
средствами (тепло, укутывание горла,
горячее молока, чистое или с медом и
т.п.) в течении недели не устраняется,
во избежание её перехода в хроническую
надо посоветовать родителям обратиться
к врачу. Во время хрипоты нельзя позволять
ребёнку много, тем более громко говорить,
следует запретить пение, декламацию.
Важно
помнить, что дефекты органов речи,
особенно резкие, очень мешают естественному
развитию речи, а также устранению её
недостатков. Поэтому необходимо сделать
всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше,
тем лучше.
Для
нормального развития речи очень важно
здоровое состояние нервной системы.
Нервная система у детей находится ещё
в стадии развития, нежна, хрупка и не
выдерживает сильных нагрузок. Поэтому
с первых дней пребывания ребёнка в
детском саду необходимо проявлять о
нём особую заботу: оберегать от физических
и психических травм, неудержимо бурных
проявлений гнева и радости.
К детям надо относиться ровно,
спокойно, предъявляя им разумные
требования, которые они в состоянии
выполнить. Надо умело, систематически
и настойчиво воспитывать у них сознательную
дисциплину, выдержку, собранность.
Правильное воспитание обеспечивает
устойчивость нервной системы против
неблагоприятных воздействий на неё и
поэтому предохраняет ребёнка от развития
у него нервной, торопливой, невнятной
речи, от заикания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите "Продолжить"
- Нажмите "Публикация".