воскресенье, 29 января 2017 г.

Звуки русского языка

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Сегодня хотела бы поговорить о звуках русского языка.
Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов и слов.

В русском языке 33 буквы и 42 звука речи, которые делятся на гласные и согласные.
При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.

При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их называют - звонкими, другие произносятся без голоса и их называют - глухими. Отдельного внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается наличием или отсутствием голоса. В представленной таблице наглядно видно, какие бывают парные звуки по звонкости — глухости.

Последнее различие согласных в их твердости и мягкости. Большинство согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ; однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.
Составляя звуко-слоговые схемы слов, мы обозначаем звуки определенным цветом. 
Гласные звуки — КРАСНЫМ
Твердые согласные — СИНИМ
Мягкие согласные — ЗЕЛЕНЫМ
И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается, что звук и буква это одно и тоже. На самом деле между ними огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило, не путают данные понятия.
Желаю успехов!

3 комментария:

  1. Как хорошо, что напомнили такие важные правила, спасибо, Анна Иосифовна!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте,Анна Иосифовна! Мы с первоклашками уже познакомились с буквами английского алфавита и теперь учимся читать. Говорим о том, что пишем буквы, а произносим звуки, привыкаем писать транскрипцию слова. Ребята переносят свойство русских согласных оглушаться в конце слова. Этого категорически нельзя делать в английском языке- может поменяться смысл слова. Трудно, но работаем над правильностью произношения.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Анна Иосифовна!!! Отличная консультация и для родителей, и для коллег!!! Спасибо, пригодится!!!

    ОтветитьУдалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите "Продолжить"
- Нажмите "Публикация".