четверг, 25 августа 2016 г.

Особенности развития речи у мальчиков и девочек

      Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития. Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.



На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы попытаемся частично ответить.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

Мальчики
Девочки
Острота слуха до 8 лет
Выше
Ниже
Чувствительность к шуму
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами
Более чувствительны
Кожная чувствительность
Ниже
Выше
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление)
Медленное.
С возрастом начинает лидировать
Быстрое
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).
Быстрое.
Имеется уже в 6 лет
Медленное.
Трудности даже в 13 лет
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга
Медленное
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
Речевое мышление
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно
Лучше развита речь, но мышление более однотипно
Поисковая деятельность.
У детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
Лучше выполняют типовые задачи
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)
Лучше
Хуже
Период врабатываемости
Медленно набирают нужный уровень работоспособности
Быстро набирают работоспособность
Развитие памяти
Длится достаточно долго
Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание
Утомление
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей
Низкое
Высокое
Скорость чтения
Ниже
Выше
Правописание
Хуже
Лучше
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении
Смотрят   не на учителя,больше нацелены на информацию
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
Добрые слова (которые нравятся самим детям)
Полицейский, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
Рисунки  детей
Танки, самолёты, человек – паук
Дом, цветы, животные, человек
Нарушения речи
Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
Адаптируются лучше
        Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Иосифовна! Спасибо, таблица очень информативная. Мне понравилось, что в ней учитывают достоинства как девочек, так и мальчиков. Если в чем-то у кого-то недостаток, то он компенсируется каким-то достоинством, а то ведь сами знаете, как бывает: зациклятся на одном и том же, как мальчики позже начинают говорить, ходить и т.д. Мне, как маме мальчика, это было очень обидно, но это до той поры, пока я не стала больше наблюдать за другими детьми. Мой сын сам пошел в год с небольшим, а вот одна девочка в год и 3 еще боится сама ходить. Мальчики позже начинают говорить? Ха-ха! У нас во дворе есть уникум - мальчику 1,9, так он уже трехсложные слова произносит, знает сложные слова, способен повторить комбинацию из пяти слов. Например, скажет, что это руль, это колесо, это трактор и т.д. Звук Р, само собой, он пока не умеет говорить, но это неумение компенсируется его способностями.
    Мой сын не обладает такими способностями, зато у него очень развита пассивная речь, мышление и логика. Он выполняет интересные мыслительные операции, сам до них додумывается. Уже различает некоторые цвета, различает камбалу и акулу, гоночную и обычную машину, а первое слово у него знаете, какое было? Лампа! Правда, он его произносит довольно своеобразно, но тем не менее.
    А Вы книгу Н. Латта "Сынология" читали? Позвольте я Вам дам ссылку на мой отзыв. Отзыв так себе, а вот книга - просто класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за комментарий, но меньше всего я хотела бы сравнивать СПОСОБНОСТИ мальчиков и девочек. Я хотела обратить внимание педагогов, родителей на то, что все дети разные, но отличия могут быть не только индивидуальные, но и ПОЛОВЫЕ, а мы часто забываем об этом. В мальчике надо поддерживать и развивать его мужественность, его стремление быть первым, принимать ответственность на себя. А девочка пусть будет женственная, заботливая, любящая. Даже в своей коррекционной работе мы стараемся подбирать отдельно материал для мальчиков, для девочек. Вы, наверно, слышали об «Артикуляционных упражнениях для мальчиков», «Артикуляционных упражнениях для девочек»? Да, мальчики более подвижны, больше шумят, больше рискуют, мыслят нестандартно, лучше решают новые задачи. Это надо знать взрослым и учитывать это. Большое спасибо за рекомендацию книги Н.Латта «Сынология». Я её не читала, но постараюсь найти и прочитать. Мне понравилось ваше размышление о том, что в книге описываются «вещи, которые являются нормальными для поведения мальчиков, и не стоит по этому поводу закатывать глаза и бесконечно сетовать». Давайте, будем учитывать эти половые различия детей, и воспитывать настоящих мужчин и прекрасных женщин. Я не сомневаюсь, что у такой замечательной мамы как Вы – самый лучший сын на свете! Прекрасно, что у вас во дворе есть мальчик – уникум. Очень хочется, чтоб таких детей было больше. Но… количество мальчиков в логопедических группах значительно превышает количество девочек. И это факт.

      Удалить
    2. Да, Анна Иосифовна, совершенно согласна с Вами! И про артикуляционную зарядку для мальчиков и девочек, конечно, знаю. Занимаюсь с мальчиком - отбираю "мальчишачьи" задания. И это правильно! Ведь я работаю не только с маленькими детьми, в школу приходят и подростки, и старшие школьники. Многие из неполных семей, а как дети это переживают - не передать.
      А описанный мной мальчик-уникум - я сама удивляюсь. Никогда такого не видела. Речь и звуки - это действительно большая проблема. Логопед я пока недавний, поэтому здесь всецело доверяю Вам: что мальчиков больше, но знаете, в школе количество уравнивается - это я про русский язык и речь вообще. Есть и девчонки двух слов связать не могут, и мальчишки логопедические вплоть до окончания школы. Так что... Не знаю. Надо просто с ребенком заниматься и не пускать на самотек.
      Еще раз спасибо огромное! Таблица очень полезная! Я ее себе скопирую и буду родителям показывать)))

      Удалить
    3. Конечно, Светлана Николаевна, с детьми надо БОЛЬШЕ играть, разговаривать, читать вместе, проводить эксперименты, совершать открытия, путешествовать. А мальчики не только догоняют девочек, но даже и обгоняют их. И это хорошо!

      Удалить
  2. С интересом прошлась по таблице, очень познавательно, спасибо!!! Сначала девочки берут первенство, а уже в подростковом возрасте - наоборот, мальчишки расцветают талантами))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Мне кажется, что при подборе форм, приемов, методов воспитания и его содержания, воспитателям, учителям и родителям необходимо видеть перед собой не только ребёнка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими последствиями. Мы все разные и этим интересны.

      Удалить
  3. Круто, песенка просто класс! А материал прочитала в удовольствием, много не знала, спасибо за полезную информацию, Анна Иосифовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, очень рада что вам материал понравился.

      Удалить