воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Ротик – чтобы кушать, чтобы пить, чтобы улыбаться, петь и говорить.

Здравствуйте, дорогие читатели, уважаемые родители и гости блога!
Часто ли вы заглядываете в рот своему ребенку?
Сегодня я приглашаю Вас посмотреть в рот вашего ребенка.
Но сначала, протестируйте себя, ответив на ряд вопросов.
* Возникали ли у ребенка проблемы с сосанием груди?
* Может ли ваш малыш лизать мороженое широким языком?
* Может ли ваш ребенок щелкать или цокать языком как лошадка?
* Может ли он показать вам широкий язык при открытом рте?

* Попросите вашего ребенка почистить зубки языком. Сначала необходимо широко открыть рот, а затем поставить язык за верхние зубы. Делаем движения кончиком языка вправо-влево – «чистим зубки», имитируя движения щеткой, и производим чистящие движения или «щекочем зубки». 


Если ребенок не в состоянии дотянуться до верхних зубов, а тем более к альвеолам (месту крепления зубов к тканям челюсти) – это сигнал для родителей!
Подъязычная связка не позволяющая достаточно поднять язык к верхним зубам, частая причина неправильного произношения согласных звуков русского языка, [Ш], [Ж] и [ Р], [Л] их мягких пар.   
                                                                    фото1 (достаточный)

Уздечка языка (подъязычная связка) – это анатомический элемент слизистой оболочки рта. Она соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости. Именно благодаря этому анатомическому элементу человек в состоянии двигать языком, а, следовательно, жевать и разговаривать.

фото2 (недостаточный)
На фотографии №2 видно, что связка прирощена до самого кончика языка и ограничивает его движения.                 
                                                                

                                                    Теперь поговорим о прикусе.
Прикус– это взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Правильный прикус характеризуется тем, что нижние зубы приблизительно на одну треть закрываются верхним рядом. Одноименные зубы верхних и нижних рядов контактируют и между зубами одного ряда промежутки отсутствуют. Средняя линия лица находится между центральными резцами нижнего и верхнего рядов. Такой прикус называют еще нормальным или физиологическим.
                                                          Виды прикусов (схема): 
а — основные виды прикуса: 1 — ортогнатический (норма); 2 — прямой; 3 — бипрогнатический (норма); б — основные виды патологического прикуса: 1 — глубокий; 2 — открытый; 3 — прогения.




При неправильном прикусе артикулируемые фонемы могут звучать искаженно. Такие виды дефектов зубного ряда, как открытый боковой или передний прикус, прогнатия или прогения, глубокий, прямой или перекрестный прикус, чаще всего приводят к различным дефектам речи.
Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам это придаёт неприятный оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей.
Открытый боковой прикус— при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).
                                                             Аденоиды
Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточных миндалин, которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.
Часто повторяющиеся болезни носоглотки могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.
Меняется ритм дыхания. Частые короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, внимания, памяти; при этом изменяются все психические процессы.
Эти особенности развития неизбежно ведут за собой речевые нарушения у детей. 
Во-первых, происходит изменение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха, фраза неожиданно прерывается, для того чтобы сделать дополнительный вдох. Нарушается темпо-ритмическая сторона речи. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
Во-вторых, у ребенка изменяется голос, приобретая носовой оттенок. Меняется тембр голоса: он становится глухим, невыразительным. Это приводит:
-  к нечеткому произнесению гласных звуков под ударением (дама-дыма) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, то есть к нарушению фонематического анализа, что влечет за собой трудности овладения письмом в школьном возрасте;
-  к трудностям различения таких звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за носового оттенка голоса (мама- баба,мебель-небель, день-нень);
 - к трудностям различения звонких и глухих согласных из-за глухости голоса, что неизбежно отразится на письме ребенка.
В-третьих, аденоиды у детей являются причиной слабости речевого аппарата, что проявляется:
- в повышенном слюноотделении;
- в слабости мышц языка, которое приводит к нарушению произношения различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)
- приводит к патологическим изменениям в строении речевого аппарата.

Мы рассмотрели наиболее частые и не глубокие патологии в органах, образующих звуки (и влияющих на их образование), на которые чаще всего не обращают внимание взрослые. Более грубые патологии (расщелина неба, губы и др.) трудно не заметить, и о них сегодня мы не говорим. Но перечисленные выше дефекты не менее серьезны.
Не забывайте, уважаемые родители, что от вас, в первую очередь, зависит физиологическое и психологическое состояние ваших детей. Дефекты физиологические не только оказывают влияние на нормальное функционирование организма. Их внешние проявления способны сильно повлиять на сохранность психического здоровья и ощущение полноценности в целом.
Что делать?
Обратитесь к специалистам: стоматолог, ортодонт, логопед, отоларинголог и др. Лучше обратиться к нескольким специалистам – так вы услышите разное мнение по поводу вашей проблемы («Одна голова хорошо, а две лучше» – народная мудрость).
В детском возрасте все исправляется легче и быстрее. Чем меньше ребенок, тем пластичнее его организм и больше возможностей для коррекции.

Не откладывайте проблему на потом. Помните, что счастье ваших детей в ваших руках!

Комментариев нет:

Отправить комментарий