пятница, 3 ноября 2017 г.

Мой весёлый, звонкий мяч...

Здравствуйте, 
дорогие читатели блога!
Сегодня мне хотелось бы поговорить об играх с мячом.
У вас есть мяч, небольшая площадка и тогда вы сможете развлечь ваших детей различными играми с мячом. Даже самым маленьким будет весело и интересно!
Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?  Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности, давать новые знания, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ,  развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
  • развитие словаря, грамматического строя речи;
  • развитие мелкой моторики. 
      
     Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове. 
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
«Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
«Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
«Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.  

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
«С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
«Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
«Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
«Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
«Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
«Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).  

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
«Мяч бросаю, диких животных называю»
«Мяч передаю, деревья назову».
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями. 
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова. 

Игры с мячом для развития мелкой моторики
Для этих игр нам понадобятся маленькие теннисные или массажные мячики.
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.  

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. 
Играйте с детьми, придумывайте свои игры и тогда мы не увидим таких фотографий.
Желаю вам успехов!


2 комментария:

  1. Здравствуйте, Анна! Хорошая подборка, очень понравилось стихотворная форма. спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Очень бы хотелось, чтоб наши дети играли с мячом, мне кажется, что эти игры не заслуженно забыты.

      Удалить