воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Развитие речевого дыхания

Здравствуйте, уважаемые родители и гости блога!
Сегодня мы поговорим о речевом дыхании. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Упражнения для развития речевого дыхания помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Чтобы закончить фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Ускоренный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.

 Основные задачи в работе над развитием речевого дыхания:
1. Вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох.
2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.  

  ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
* Выдоху предшествует сильный вдох через нос — набираем полную грудь воздуха.
* Выдох происходит плавно, а не толчками.
* Во время выдоха не надувать щеки.
* Выдыхать надо, пока не закончится воздух.
* Нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
* Многократное выполнение упражнений может вызвать головокружение.

 Формирование сильного плавного выдоха
Проявляя изобретательность, выдумку, можно помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание.
Рекомендую начать с непроизвольных и забавных для детей игровых упражнений:
- Дутьё через соломинку в стакан с водой.
- Надувание воздушных шаров.
- Дутьё на разноцветные вертушки.
- Игра на духовых музыкальных инструментах.
- Пускание мыльных пузырей.
- Дутьё на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребенок учится делать вдох через нос и выдох через рот. Необходимо соблюдать последовательность (счет ведем про себя):
вдох (носом) 1-3, 
пауза -1, 
выдох (ртом) — 1-6. 
Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). 
Во избежания головокружения выполнять упражнения 3-4 раза.

Интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
Осенью — листочки, падающие с грибочка, зимой — снежинки, прикрепленные к елочке или рукавичкам. Хороши бумажные бабочки, стрекозы, летающие птички. Для мальчиков — вертолётики, самолётики. А для девочек — улетающие от бумажных кукол шляпки. Всё очень интересно! Такими игрушками можно гордиться ведь сделаны они своими руками.











Комментариев нет:

Отправить комментарий