среда, 24 февраля 2016 г.

Поговори со мной.

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать...»
Да как же иначе: ведь это родители, говорили, объясняли — не ребёнок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора. 
Какими упражнениями можно развивать речь?
  1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  1. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  1. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
    - какими словами, красками можно описать время года;
    - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
    - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше слов-признаков); что он может делать (назови как можно больше слов-действий) и т.д.;
    - играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребёнку предлагается закончить предложение:
    Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что ….
    Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что ….
    Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что ….
    Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что ….
    - играйте в игру «Хорошо — плохо».
    Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
    Что хорошего в болезни, а что плохого?
    Что хорошего в дождике, а что плохого?
    Что хорошего в том,что сломался телевизор, а что плохого?
    - играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый — грустный, сильный — слабый, здоровый — больной...
    - играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка
  1. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  1. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут в елке.)
  1. Учите ребенка составлять рассказы по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины ( длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
  1. Разыгрывайте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий